Чем занимаются радиоконструкторы?
Значение и место РК в современном мире.
Современный окружающий мир огромен, разнообразен и широк. Всю сознательную жизнь человек знакомится, изучает, проникает в него и самоопределяется в нем.
По своей природе дети любого возраста любопытны и любознательны, пытаются получить ответы на интересующие их вопросы. Со временем от поверхностных знаний они переходят к глубинным вопросам (устройство, явление, принцип действия и организации, причинно-следственные связи и т.д.)
В определенный период развития личности в сфере интересов и игр появляются электронные игрушки и изделия. Прекрасно, если процесс проникновения в увлекательный мир электроники организуют и направляют профессиональные и авторитетные взрослые (специалисты, родители, педагоги, старшие дети). Нередко ЭРК – это хороший старт к процессу познания высот радиоэлектроники, автоматики, ЭВМ, робототехники и программирования. Большое значение имеют электронные средства обучения при профессиональной подготовке специалистов или смежников.
ПРЕИМУЩЕСТВА НАБОРОВ-ЭЛЕКТРОКОНСТРУКТОРОВ.
КОНСТРУКТОРЫ — ИЗДЕЛИЯ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ РАБОЧЕГО МОНТАЖНОГО ПОЛЯ, НАБОРА РАДИОДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И КОМПЛЕКТУЮЩИХ, ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ, СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И РУКОВОДСТВА С ОПИСАНИЕМ, СБОРНИКОМ СХЕМ И ПРАВИЛАМИ ПОЛЬЗОВАНИЯ.
Другие названия — наборы, радиоконструкторы (РК), электронные наборы-конструкторы (ЭНК), комплекты по электродинамике, развивающие игрушки, интеллектуальные игрушки, мини лаборатории, учебное оборудование, кейсы, лабораторные комплекты или стенды и др. (далее – ЭНК или РК). Оформление, комплектация и стоимость могут быть самые разные.
Основные преимущества – простота монтажа, не надо паять, быстрый проверенный и гарантированный результат сборки, наличие инструкции пользования, каталог принципиальных электрических схем различных устройств, разнообразие вариантов одной и той же схемы.
Среди минусов для самостоятельного изучения или обучения надо назвать отсутствие строгой системы изложения теоретического материала, нет трех педагогических «П» — постепенно, постоянно и последовательно.
Разновидности электронные наборы-конструкторы и радиоконструкторы (ЭНК и РК)
ЭНК и РК можно условно классифицировать по следующим признакам:
- По уровню развития — целям и задачам:
= детские игрушки и наборы (игра, развлечение, первый опыт)
= учебно-развивающие (изучение явления, принципов, устройства и т.д.)
= для профподготовки (учебные стенды, минилаборатории, кейсы и др.)
= для научно-исследовательских и опытно-конструкторских целей
= для любителей опытов, экспериментов.
= для прикладных (монтажно-наладочные, регулировочные, новые идеи и конструкции)
= по изучению робототехники
= по МК, МП и программированию .
- В зависимости от возраста и образовательных целей
= наборы – игрушки
= для школьного образовательного процесса
= для начального профессионального образования
= для среднего профессионального образования
= для высшего профессионального образования
= для специалистов для расчета, макетирования, наладки и испытания радиоконструкций
= для дополнительного образования (самообразование, самоопределение, увлечение опытами и экспериментами и т.д.)
- По тематике разделов электроники
= простые наборы-игрушки
= РК по начальной электродинамике
= РК по транзисторной схемотехнике (аналоговой)
= РК по цифровой технике
= РК по робототехнике и программированию
= программы-симуляторы, программы — расчеты
= специализированные тематические наборы-конструкторы (например, УКВ приемник)
= экспериментальные
- По уровню комплектующих элементов и составляющих
= от простых до сложных компьютеризированных
- По уровню знаний и умений
= первоначальные знания и опыт
= знания по электрическим и магнитным явлениям
= знакомство с радиоэлементами электроцепей
= знакомство с теорией цепей
= знакомство с простыми устройствами
=знакомство с аналоговыми схемами
= знакомство с основами цифровой техники
= знакомство с МК и МП техникой и программированием
Основные группы РК.
Наибольшую долю рынка занимают радиоконструкторы для детей дошкольного возраста, предназначенные для ознакомления с окружающим физическим миром, развития внимания, памяти и интеллекта.
Примером этого типа можно назвать электронный конструктор серии «Знаток. Первые шаги в электронике.15схем» (набор «А»).
Основное направление-обучение в игре.
Конструкции простые, но повседневно востребованные — первый фонарик, первый вентилятор, первые опыты с магнитом, виды соединений и др..
Набор-конструктор ярко оформлен и укомплектован прекрасной инструкцией пользования.
Во вводной части напечатаны правила работы и безопасности, перечень элементов с условно-графическим обозначением на принципиальных электрических схемах и с рисунком, описание деталей, перечень предлагаемых к сборке электроконструкций с описанием для пояснения, электрической и монтажной схемой, даны варианты модификаций собранных схем с причинно-следственной связью.
Всего — 17 деталей.
Хорошее начало для ребятишек 5 -6 лет.
= для детей младшего школьного возраста 6-9лет расширенные
РК этой серии — РК «Знаток» на 180 или 320 схем.
РК углубляет познания сведениями по истории электричества, о месте радиоэлектроники, по радиокомпонентам, полупроводниковым приборам, датчикам автоматики, типичных электронных блоков, каскадов и устройств.
Возможности РК значительно шире и разнообразнее.
= для подростков, начинающих радиолюбителей, для обучения рассчитаны наборы-конструкторы « Знаток» на 999 и 1668 схем.
Дает широкие возможности для обучения основам радиоэлектроники, автоматике и цифровой технике.
Кроме базовых сведений можно собирать элементы цифровой техники, более сложные радиоустройства и автоматические устройства.
= тематические РК
Эта категория значительно расширяет и углубляет познания по отдельным разделам радиоэлектроники.
Например – радиоконструктор «Экон» расширяет знания по усилитель-ным устройствам, мультивибраторам, автоматическим устройствам и др..
= для школьников и для лабораторных работ
Этой категории промышленность предлагает широкий спектр ЭНК и РК. Свой выбор можно остановить на следующих изделиях:
- АРМ Школьник — комплект оборудования для проведения лабораторных работ по электротехнике
АРМ (Автоматизированное Рабочее Место) Школьник — комплект оборудования для проведения лабораторных работ по электротехнике и магнетизму в средней школе.
- Комплект учебного оборудования предназначен для проведения фронтальных лабораторных работ при изучении раздела «Электродинамика» школьного курса физики
= Лабораторный комплект по электродинамике прост по комплектации, но дает базовые понятия и знания по электрическим и магнитным явлениям.
- Набор лабораторный «Электричество».
Набор позволяет проводить лабораторные работы базового курса по разделу: «Законы постоянного тока», «Электромагнитные явления».
- Набор лабораторный «Электродинамика
= РК для системы НПО и СПО.
Эта группа представлена преимущественно изделиями промышленного изготовления и предназначена для профподготовки радиоспециалистов и смежников, для проведения лабораторных и практических работ, исследования принципов работы и снятия различных характеристик и т.д.
Как правило, эти стенды тематические — по электронным компонентам, по аналоговой схемотехнике, по цифровой, аналогово-цифровой, по элементам автоматики, по электротехнике и т.д.. Примерами можно назвать:
- Типовой комплект учебного оборудования «Электроника»
Отдельно надо отметить РК-стенды компьютеризированные, где ПЭВМ используется как виртуальная многофункциональная лаборатория для наблюдения, хранения и обработки полученных данных и характеристик и др.
- Типовой комплект учебного оборудования «Аналоговая электроника»
- Набор лабораторный «Электродинамика
- Учебно-лабораторный стенд «LOGIK»
Учебно-лабораторный стенд ‘»LOGIC»‘ предназначен для проведения лабораторных работ по изучению логических элементов и составлению комбинационных схем
- Учебно-лабораторный кейс «Цифровая техника» (УЛК-ЦТ)
Целью данного практикума является проведение лабораторных занятий по курсам «Основы цифровой электроники» и других лабораторных работ, связанных с цифровой схемотехникой, вычислительной техникой. Кейс содержит ряд функциональных узлов и компонентов, позволяющих моделировать работу различных радиоэлектронных схем.
= ЦИФРОВЫЕ ЛАБОРАТОРИИ “АРХИМЕД” — новое поколение ЭНК служит серьезной базой научно- исследовательской и экспериментальной деятельности по физике, химии и биологии. Широкий выбор различных датчиков и цифровая обработка количественных данных дает высокий качественный результат.
= для ВУЗов и НИИ
- Лаборатории учебные компания National Instruments (NI) – лидер в области разработки и производства аппаратных и программных средств автоматизированного измерения, диагностики, контроля и моделирования. NI является разработчиком виртуальных приборов – революционной концепции, которая изменила подход и методологию измерения и разработки систем автоматизации.
- ЦИФРОВЫЕ ЛАБОРАТОРИИ “АРХИМЕД» (см. выше)
Особую группу составляют компьютерные конструкторы — симуляторы различных электрических и электронных цепей с возможностью изменения параметров номиналов, напряжения питания и дальнейшим наблюдением осциллограмм и измерений на виртуальных измерительных приборах.
Пример — программа EWB -5.2
Новое и востребованное направление — наборы по робототехнике.
Пример, ЛЕГО — конструкторы, объединяющие механическую часть и электронную с МК различных типов.
Упор — разработка программы работы устройства с последующей ее апробацией на механической части.
Для ориентации устройства в окружающем пространстве используются различные типы, конструкции и количество датчиков автоматики и обратной связи.
Пример — ЭНК “ROBO TX Учебная Лаборатория”.
- Конструкторы на основе контроллера ARDUINO
Электронные конструкторы для изучения основ робототехники, программирования микропроцессоров, на базе контроллера ARDUINO.
Конструкторы на основе контроллера ARDUINO дают возможность
научиться работать с микропроцессорами, изучить взаимодействие датчиков и исполнительных устройств, строить алгоритмы, конструировать механизмы (роботы), работающие по созданной разработчиком программе.
- Лабораторный стенд ЛМ-AР3-1
Стенд построен на базе платформы Arduino. В сочетании с другими компонентами, на стенде возможно проводить множество экспериментов в области конструирования электронных устройств, прикладного программирования, робототехники. Примеры программ для Ардуино, размещенные в открытых источниках, общедоступность данной среды дают широкие перспективы для технического творчества юных инженеров. А открытость данной среды позволяет перенимать опыт и делиться своими результатами и достижениями с коллегами со всего мира.

